Гештальтпсихология. Психологические школы и направления.

Гештальтпсихология — учение о целостности психологической структуры человека.
Его основное положение: исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры — «гештальты».
Гештальт – специфическая организация частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны.
Гештальтсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Предметом и главной проблемой психологии должно выступать изучение целостности психологических структур.
Методом стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, свого переживания, на выявление в сознании образных
структур или целостностей.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Кофка, Келер.

Макс Вертгеймер и эксперимент со светящимися точками

Эксперименты с шимпанзе Вольфганга Келера. 

Законы гештальта

Гештальпсихологи проводили экспериментальные исследования преимущественно на процессах восприятия и мышления.
В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта:
• «фигуры и фона»;
• «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение);
• принцип «хорошей формы»;
• принцип «инсайта» — мгновенного схватывания , усмотрения целостной структуры ситуации.
Все свойства восприятия вступают в отношения между собой и являют новое свойство – гештальт.

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию
восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Значение гештальтпсихологии

Психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии,
но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа.
При объяснении явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

Почему Тарковский всё время снимает в своих фильмах воду, ветер и огонь? Психоаналитик бы
сказал, что из-за огромных ассоциаций и т.д. А когнитивный психолог скучный, но справедливый. Потому снимал, что эти объекты привлекают естественное внимание и они легко преобразуются. Кино Голливуда 30-х годов это бихевиоральное кино. Кино 50,60-х (Бергман, Феллини) это аналитическое кино, там надо долго сидеть и разгадывать в чём дело.

Кино Тарковского не надо разгадывать, надо наблюдать и при этом не думать о том что это означает, это гештальткино. (В.Петухов)

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/gestalt-shkoly/

Яндекс.Метрика