Техники в гештальт подходе. Эксперимент

Из книги Ф.Джойс и Ш.Силлс «Гештальт-терапия шаг за шагом»

Один из четырѐх фундаментальных принципов работы гештальт-терапевта — творческий подход. Творческие способности терапевта наиболее полно проявляются в эксперименте. В эксперименте, как нигде, у терапевта есть все шансы развернуть свой огромный творческий потенциал.

 

Цели эксперимента в гештальт сессии.

  1. Ход эксперимента. Появление фигуры.
  2. Стоит ли предлагать эксперимент
  3. Оценка риска

       Задания для клиента в эксперименте

       Cпособы регулирования риска в эксперименте

4.Проведение эксперимента

       Техника «Усиление и модерация»

       Техника «Пустой стул»

5.Цель эксперимента

      Классификация техник в эксперименте

6.Завершение эксперимента

7.Ассимиляция опыта

Задание для гештальт-терапевтов

Цель эксперимента.

Цель эксперимента — помочь клиенту найти иные способы поведения в привычных ситуациях. Эксперименты совершенно незаменимы, когда терапевт сталкивается с незавершѐнными гештальтами или неработающими паттернами, которые были когда-то результатом творческого приспособления клиента, но со временем морально устарели. Эксперименты помогают клиенту освободиться от груза ненужных шаблонов поведения, осознать, что выбор есть, и что только на нѐм лежит ответственность за этот выбор. Кроме того, последние исследования  показали, что возможность попробовать новые способы поведения является одной из главных гарантий успеха терапии.

Основные цели эксперимента в гештальт-терапии:

  • Поиск новых способов поведения в актуальных для клиента жизненных ситуациях — взамен привычных паттернов.
  • Повышение осознавания клиента.
  • Усиление самоподдержки клиента.
  • Выражение клиентом чувств, которые обычно ре-трофлексируются или вообще не осознаются.
  • Принятие клиентом собственных качеств, которые он отторгает.
  • Завершение незавершѐнных гештальтов.
  • Закрепление приобретѐнных в процессе эксперимента навыков.

 

Удачные идеи для экспериментов естественным образом рождаются по ходу терапии. Например, всплывает недоработанная тема или незавершѐнная ситуация, из которой клиент никак не может выбраться. Или клиент оказывается не в состоянии посмотреть на проблему с разных точек зрения. И если чувствуется, что клиент действительно готов рискнуть и попробовать что-то новое, терапевт, призвав на помощь своих верных товарищей — креативность, воображение и интуицию, предлагает клиенту эксперимент — возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.

Ход эксперимента в гештальт-терапии.

Любой эксперимент можно разбить на несколько стадий, которые могут накладываться одна на другую или меняться местами. Как правило, стандартная схема эксперимента такова:

  • В поле появляется фигура;
  • Терапевт предлагает клиенту эксперимент;
  • Терапевт соизмеряет риск, приемлемый для клиента;
  • Терапевт и клиент проводят эксперимент;
  • Завершение эксперимента;
  • Подведение итогов и закрепление навыков.

Ход эксперимента.

I.Появление фигуры

Слушая клиента, терапевт постепенно выделяет из фона фигуру — тему или ситуацию, которая кажется незавершѐнной, проблемной, повторяющейся или тупиковой. Такой фигурой может стать любая мелочь — например, едва заметное напряжение в теле клиента, когда он касается определѐнной темы, или резкая потеря энергии при упоминании какого-то человека. Фигурой может стать и просто какая-то постоянно повторяющаяся ситуация в жизни клиента.

Пример.
Беверли жалуется, что в еѐ жизни всѐ неправильно. Она чувствует себя подавленной и обречѐнной. Кажется, она бессильна что-либо изменить. В своѐм рассказе Беверли то и дело вспоминает ситуации, когда муж говорил ей, что она всѐ делает не так, и брался за дело сам. Беверли часто повторяет: «И я ничего не могу с этим поделать».

Мы помним, что на первой стадии появляется фигура. В нашем случае фигура — это не удовлетворяющие Беверли отношения с мужем. Приведѐнный клиенткой пример иллюстрирует главную проблему, которую вы, как терапевт, озвучиваете: «Похоже, ваш муж вас подавляет». Вы можете отреагировать иначе — например, с помощью метафоры: «У меня возникает такая картинка: вас постоянно отпихивают, а вы не можете дать сдачи». Дальше вы следите за реакцией клиента: резко возросшее количество энергии и интерес — явные индикаторы того, что вы попали в точку.

Стоит ли предлагать эксперимент клиенту.

II.Стоит ли предлагать эксперимент?

Как и когда предложить клиенту эксперимент — вопрос довольно деликатный.

С одной стороны, эксперимент даѐт замечательную возможность обнаружить привычные для клиента способы прерыванияконтакта и довести цикл до конца или просю показать иные способы поведения в данной ситуации. Но с другой стороны, эксперимент можно рассматривать и как дефлексию, уход с границы контакта, бегство от того, что происходит здесь и сейчас между клиентом и терапевтом.

Большинство терапевтов предпочитает доверять своей интуиции, которая подсказывает, когда нужно привнести в работу что-то ещѐ, найти новое приложение энергии клиента. Часто бывает, что даже небольшой эксперимент на повышение осознавания актуализирует количество энергии, достаточное для того, чтобы клиент мог изменить привычное для него отношение к себе или окружающему миру.

Однако случается и так, что клиент всѐ понимает, хочет измениться, но при этом не может сдвинуться с мѐртвой точки. Причина того, что сдвиг не происходит, очень проста. Клиент боится перемен. Фредерик Перлз писал, что цель терапии — создать такие условия, чтобы клиент не боялся меняться. Для этого клиент должен чувствовать себя в безопасности, ощущать поддержку терапевта. Поэтому ваш первый шаг — понять, готов ли клиент к эксперименту. Первый раз предлагая клиенту эксперимент, чѐтко сформулируйте ваши планы.

Пример
Терапевт: «Я вижу, что отношения с мужем очень вас беспокоят. Хочу предложить эксперимент, который поможет нам исследовать эту проблему. Во время эксперимента я могу попросить вас что-то представить или разыграть какуюнибудь сценку — сделать что-то, что раньше вы никогда не делали. Что вы об этом думаете?»

Внимание: клиент должен иметь возможность отказаться!

Подстраивание клиента под терапевта чревато не только неудавшимся экспериментом, но и возвращением к незавершѐнным гештальтам и ограничивающим клиента паттернам. Вы должны чѐтко проговорить, что выбор остаѐтся за клиентом: «Ничего страшного, если вы откажетесь от моего предложения».

Внимательно следите за телесными проявлениями клиента — нет ли у вас ощущения, что клиент соглашается из вежливости? Это, конечно, не значит, что при первых же ваших словах лицо клиента должно немедленно озариться радостной улыбкой. Но необходим здоровый баланс между нормальным волнением и интересом (см, далее о риске). Если вы имеете дело с опытным клиентом, можно обойтись без подробностей: «Если вам интересно, у меня есть предложение» или «Хотите с этим поэкспериментировать?». И всѐ-таки, не забывайте, что клиент должен иметь возможность отказаться. Даже если вы полны решимости претворить в жизнь свою гениальную идею.

 

Оценка риска в гештальт эксперименте.

III.Оценка риска

Ваш следующий шаг — понять, какой риск будет наиболее продуктивным для клиента. Помните: то, что подойдѐт одному клиенту, не подойдѐт другому. Вам нужно понять, как сделать эксперимент достаточно сложным, но при этом не выйти за грань, где ситуация будет совершенно непереносимой для клиента. Переборщите — и вместо того, чтобы вылечить, снова травмируете. Пожалеете — и клиент ничему не научится.

Кроме того, многое зависит от формы эксперимента. Одним клиентам тяжелее двигаться в пространстве, например, вставать с кресла, другим, наоборот, труднее выражать эмоции или громко говорить.

Во время эксперимента клиента легко пристыдить, поэтому терапевт должен быть очень внимательным. Даже самая безобидная фраза (например: «Чтобы лучше изучить вашу ситуацию, хочу предложить эксперимент») может вызвать напряжение и стыд у клиента, что сведѐт все ваши усилия на нет. Внимательно следите за тем, как клиент реагирует на ваше предложение — и слова, и телесные проявления подскажут вам, какой риск будет приемлемым для клиента.

Пример.
Терапевт: «Хочу предложить вам поговорить с мужем о том, как вы реагируете на его критику. Представьте, что он сидит в этом кресле». Беверли выглядит немного взволнованной, но отвечает: «Думаю, я справлюсь с этим. Мне страшно, но я хочу попробовать». Беверли могла решить, что такой эксперимент будет для неѐ слишком трудным. Тогда мы бы попробовали найти иную форму работы с этой проблемой. Например, мы бы могли попросить Беверли вспомнить конкретную ситуацию, в которой муж еѐ критиковал, и представить себе, как она могла бы ему ответить.

По ходу эксперимента внимательно следите за реакциями клиента и будьте готовы регулировать риск — в зависимости от постоянно меняющей способности клиента к самоподдержке. Сейчас мы попробуем показать, как регулировать риск на самой первой стадии, когда эксперимент только планируется. Мы хотим предложить вам спектр: от самых простых заданий, например, подумать и порассуждать о том, как можно вести себя иначе в данной ситуации, и до самых сложных, например, попробовать вести себя по-новому и за пределами кабинета психотерапевта.

Задания для клиента в гештальт-эксперименте

Задания для клиента в порядке возрастания риска:

  1. порассуждать, как Беверли могла бы вести себя иначе в данной ситуации;
  2. мысленно представить эту ситуацию и попробовать новый способ поведения в воображении;
  3. рассказать об этом терапевту;
  4. попробовать — сначала осторожно — разыграть сценку в кабинете психотерапевта;
  5. отбросив осторожность, по-настоящему пережить и прочувствовать то, что происходит;
  6. попробовать вести себя так за пределами кабинета.

 

Способы регулирования риска.

Способы регулирования  риска в процессе эксперимента:

  1. попросить клиента сделать паузу и подышать;
  2. предложить клиенту остановиться и осознать, что он чувствует;
  3. напомнить, что терапевт всегда готов поддержать клиента;
  4. сесть ближе или, наоборот, дальше от клиента;
  5. вмешаться в ситуацию: «А сейчас представьте, что ваш муж замолчал и слушает вас»;
  6. предложить клиенту представить рядом человека, на которого клиент мог бы опереться.

 

Самое главное для терапевта при проведении эксперимента — оставаться беспристрастным к итогам эксперимента и не вести клиента за руку в каком-либо направлении. Будьте каждую секунду готовы остановиться, изменить направление или вообще двинуться в противоположную сторону — правильного решения нет. Цель эксперимента — брать то, что получается.

Проведение гештальт-эксперимента

IV.Проведение эксперимента

Эксперимент, как мы уже говорили, начинается с выделения фигуры. По мере прояснения деталей, потребуется придать эксперименту какую-то определѐнную форму. На этой стадии у терапевта есть все шансы продемонстрировать во всей красе свой огромный творческий потенциал. Для этого необходимо глубоко чувствовать мельчайшие изменения, которые происходят с клиентом по ходу эксперимента, и реагировать на них, меняя первоначальные планы, даже если для этого придѐтся кардинально перестроить эксперимент. Терапевту понадобится всѐ его внимание и воображение, не говоря о способности осознавать, что происходит с ним самим во время работы клиента, и умению слушать клиента. Это необходимо, чтобы понять, насколько полезен для клиента эксперимент, и какой должна быть степень вовлечѐнности самого терапевта. Расскажем подробнее о двух базовых техниках гештальт-терапии, которые используются в экспериментах.

 Гештальт техника «Усиление»

Техника 1. Усиление и модерация

Одна из самых эффективных техник повышения осознавания клиента — усиление. Попросите клиента показать во всех красках, как он злится — и вы откроете много нового. Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. И если предложить клиенту повторить, проиграть снова и снова, максимально усиливая, какое-нибудь малозаметное на первый взгляд движение бровей или губ, пожатие плечами, или жест, например, поднятый вверх палец, становится понятным, каких чувств клиент старается избегать, и что он не осознаѐт. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией.

Пример техники усиления
Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать!». В свою очередь муж, Гарри, тоже попробовал с разными интонациями говорить: «Мне всѐ надоело». Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Оба супруга очень удивились, когда осознали, сколько ярости прятали друг от друга всѐ это время.

Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. «Мне было страшно, и я злилась», — объяснила она.

Гештальт-техника «Пустой стул»

Техника 2.«Пустой стул»

Упражнение «Пустой стул» — одна из самых известных техник гештальт-терапии. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами.

«Пустой стул» позволяет обратиться к чувствам клиента, исследовать динамику отношений клиента с другими людьми, подтолкнуть клиента к присвоению качеств, которые он отторгает, и попробовать другие способы поведения. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. «Пустой стул» позволяет высказываться каждой из сторон.

Пример техники "Пустой стул"
Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Хикаро мрачнеет: «Думаю, у неѐ не было выбора». Реагируя на появившуюся в поле фигуру, терапевт предлагает клиенту несколько раз повторить: «Думаю, у неѐ не было выбора». Клиент проговаривает эту фразу, и энергия растѐт. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. По ходу эксперимента Хикаро занимает три позиции: с одной стороны, он испытывает сочувствие к подруге, которая заболела и поэтому была вынуждена отказаться от ужина, с другой стороны, он злится на неѐ за срыв планов. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным.

Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» (интроекта) и «собаки снизу» (сопротивления интроекту). На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». «Пустой стул» позволяет клиенту найти компромисс между двумя крайностями, осознать, принять и примирить эти две стороны своей личности.

Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии.

Пример

Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас?» (Детали позволяют создать реалистичную картинку: например, холодный и равнодушный отец не может сидеть рядом с ребѐнком. Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее).

«Закройте глаза и представьте, во что он одет, как на вас смотрит, в какой позе сидит или стоит». (Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку). «Медленно откройте глаза и посмотрите на него. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему?» (На этой стадии часто становится очевидным, почему клиент боится этого человека. Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть»).

На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать?» Имея дело с «пустым стулом», очень легко регулировать риск, обращаясь либо к тому, что происходит здесь и сейчас, либо углубляясь в переживания клиента. Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так:

 

Пример

Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали?

Беверли. Что сыта по горло его критикой.

(На этом терапевт может остановиться и продолжить разговор о трудностях, которые клиентка испытывает в общении с мужем, исследуя еѐ чувства здесь и сейчас. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить).

Т. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом?

Беверли. Ну… да. Не совсем понимаю вас.

Т. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете.

Беверли. Хорошо.

Т. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился?

Беверли. Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего.

Т. Представьте его за столом. Как он выглядит (и т.д.)? Что вы хотите ему сказать?

Беверли. Ты, козѐл, да кто ты вообще такой?! За кого ты меня принимаешь?!

Т. Скажите ему, кто вы такая, Беверли.

Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает?

Т. (с наигранным удивлением) Кого же?

В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Ещѐ на ступеньку выше можно подняться, если клиент решится сесть на «пустой стул» и ответить себе из другой роли или отважится сделать что-то телом, например, разыграть символическое освобождение.

Предостережения при проведении техники «пустого стула»

Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом?

Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента.

Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, т.е. терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т.д.

Перед тем, как перейти непосредственно к описанию типов экспериментов, остановимся ещѐ на одном важном моменте. Если вы видите, что клиент психически неустойчив (клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид), не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать.

Цель гештальт эксперимента.

V. Цель эксперимента

В идеале, как мы уже говорили, эксперимент создаѐтся совместными усилиями клиента и терапевта. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите (и, конечно, спрашивайте), какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека?», «Хорошо ли вы чувствуете своѐ тело?» и т.д.

Техники в гештальт эксперименте.

В экспериментах используется огромное разнообразие техник.

Классификация техник  в экспериментах.

Принятие неудачи

Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью (через прерывание контакта и т.п.). В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение (парадоксальный принцип изменения).

Повышение осознавания

Попросите клиента сконцентрироваться на том что с ним происходит: в какой позе он сидит, что чувствует в теле, какие эмоции испытывает, о чѐм думает, расслаблен он или напряжѐн. Пусть клиент всѐ это проговорит. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя.

Визуализация

Клиент закрывает глаза и с помощью терапевта подробно воссоздаѐт в памяти какую-либо сцену из прошлого, что-то в ней меняет или планирует поменять в будущем. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств.

Арт-материалы

На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т.д. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги.

Нестандартная реакция

Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? не занимает ли это качество промежуточное положение между двумя полярностями? не получается ли так, что клиент ограничивает себя только одним качеством из континуума? Ответив на эти вопросы, вы поймѐте, какие варианты реакции на сложную ситуацию можно предложить клиенту. Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше.

Ролевая игра

Существует два вида ролевых игр. Первый вид ролевой игры — когда клиент вступает в диалог с воображаемыми образами реальных людей, которые играли или играют важную роль в жизни клиента. Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. Другой тип ролевых игр — когда клиент присваивает качества, которые не осознаѐт или не принимает в себе. (См, выше о технике «пустого стула»). В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой. Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения.

Групповая работа

Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее.

Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия (например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь).

Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента.

Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника.

Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить.

Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали?», «Какие мои слова или действия были вам наприятны?», «Представьте, что вы на меня злитесь».

Пример
В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Например, попросить еѐ посмотреть на мужа и почувствовать, появляется ли в еѐ теле напряжение. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Ещѐ один вариант — попросить Беверли действовать наоборот: постоять за себя, сказать мужу, что она права, и не позволить ему взять ситуацию под свой контроль. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности.

Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента («Как вы сейчас дышите?»), до сложнейших ролевых игр с большим количеством участников. Когда эксперимент ещѐ не стал привычным для клиента, вклад терапевта (активность, новые предложения, энергия) очень велик.

На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает? Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает?». Если эксперимент попал в точку, клиент будет всѐ больше и больше втягиваться в процесс и влиять на то, что происходит: «Нет, я хочу сказать другое» или «Я только что понял что-то новое». У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Всѐ это относится не к результату эксперимента. Результат — дело клиента. Задача терапевта — занять позицию творческого безразличия, когда возможно всѐ и не бывает хороших и плохих результатов.

Завершение гештальт эксперимента.

VI. Завершение эксперимента

Во время эксперимента часто случается, что клиент неожиданно выходит из роли или останавливает процесс. В этом случае важно понять, чего в действительности хочет клиент: сделать паузу, прекратить эксперимент или выбрать другое направление.

Однако на определѐнной стадии эксперимента становится понятно, что пора заканчивать. Ориентируйтесь на клиента. Выход из роли, комментирование клиентом того, что произошло, инсайт, перепад энергии, который сигнализирует о том, что клиент уже не здесь, — верные признаки того, что эксперимент закончился. В такой ситуации терапевту очень легко пойти на поводу у собственных амбиций и представлений о том, как нужно закончить эксперимент, и настоять на том, чтобы клиент продолжил. Порой терапевту приходится приложить грандиозные усилия, чтобы удержаться в позиции творческого безразличия и позволить клиенту прийти к результату, который устраивает клиента (не терапевта!).

Учитывая всѐ вышесказанное, не стоит останавливать эксперимент в тот момент, когда и клиенту, и терапевту очевидно, что начинается новый, интересный виток. Тем не менее, есть смысл завершить эксперимент как минимум за десять минут до конца сессии, чтобы иметь возможность восстановить отношения клиента с терапевтом, отчитаться о проделанной работе и подготовиться к прощанию. Можно просто напомнить клиенту о конце сессии, можно договориться перенести то, что вы не успели сделать, на следующий раз. Терапевт использует всю свою чувствительность и креативность, чтобы помочь клиенту завершить эксперимент и вернуться к реальной жизни.

Пример
Беверли инсценирует жаркий спор с мужем. Еѐ трясѐт от гнева. Терапевт понимает, что до конца сессии осталось всего пятнадцать минут и принимает решение вмешаться. Он говорит, что сессия подходит к концу и Беверли должна найти способ как-то завершить этот контакт — на данный момент. Терапевт предлагает Беверли сказать мужу, что сейчас они должны остановиться, но она ещѐ вернѐтся. Беверли представляет себе, как она помещает мужа в безопасное место, где он будет ждать еѐ возвращения. Затем терапевт просит Беверли понаблюдать задыханием и чувствами, вернуться в кабинет, к терапевту, и понять, что ещѐ ей нужно сделать, пока сессия не закончилась.

Ассимиляция опыта после гештальт эксперимента.

VII. Ассимиляция опыта

После завершения эксперимента стоит подвести итоги. На этой стадии клиент может обсудить с терапевтом то, что случилось во время сессии, и ассимилировать новый опыт, как в контексте этой встречи, так и в более широком смысле — применительно к реальной жизни клиента.

Здесь очень важен момент осознавания клиентом ограниченности его системы убеждений. Иногда можно составить план дальнейших действий клиента по ассимиляции нового опыта. Очень важно в этот момент подчеркнуть взаимозависимость внутренних ресурсов клиента и внешней среды. Инсайты, более глубокое самосознание, расширившиеся горизонты, возможно, не сразу дадут о себе знать в реальной жизни. Иногда клиент кричит: «Эврика!» — и сразу видит всю картину целиком. Но иногда эксперимент — это лишь первый шаг на пути к исследованию себя или завершению незавершѐнного гештальта.

Пример ассимиляции
Выразив свой гнев, усилив самоподдержку и найдя в себе силы посмотреть мужу в глаза, Беверли осознала, что всю жизнь избегала конфликтов с отчимом. Так Беверли перешла в новую фазу своего психотерапевтического процесса, где начала исследовать источники своих проблем. Беверли приняла решение попробовать этот новый паттерн поведения за пределами кабинета и поговорить о прошлом со своим отчимом.

Если клиент прерывает эксперимент на середине, возвращаясь к тому, что происходит здесь и сейчас, тоже очень важно подвести итоги. Терапевт должен сказать о том, что эксперимент приостановлен, и прояснить, что было причиной остановки, какое значение имеет эта остановка и что нужно клиенту для завершения ситуации.

Задание для гештальт терапевтов.

Ниже мы предлагаем читателю два эксперимента — небольшой практикум на закрепление пройденного.

Эксперимент: Что вам очень хочется сделать, и на что вы не решаетесь? (Не потому, что это невозможно физически!) Почему это представляет для вас трудность? Что мешает вам это сделать? Осознав, что препятствует активным действиям с вашей стороны, попытайтесь найти способ понизить риск для себя, пока он не окажется приемлемым настолько, что вы сможете пойти на это. Попробуйте сделать небольшой шаг. Обращайте внимание на свои мысли и чувства.

Наверняка у вас есть стандартный набор интервенций, которые вы считаете приемлемыми. Есть ли среди них те, которые вы никогда не пробовали, на которые никогда не решались? Какая интервенция кажется вам, как терапевту, самой непереносимой?

Попробуйте придумать эксперимент, который позволит вам это сделать.

 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/techni%d1%81-gestalt-experiment/

Яндекс.Метрика