История психологии

В истории психологии изучается не сама психическая реальность, а представления о ней.

Возникновение, развитие и становление психологии. Этапы.

Психология как наука является одновременно и очень молодой, и очень древней. С одной стороны ей около 2400 лет, долгое время психология развивалась в рамках философии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и
институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Первым вариантом  экспериментальной психологии как самостоятельной научной
дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Античная философия

Материалистические философы древности Демокрит и Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из мелких шаровидных и наиболее подвижных атомов.

Идеалист – философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, идеальное,
бессмертное, отличающееся от телесного, существующее отдельно от тела.
Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и
антагонистических начала.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

 

Развитие психологических знаний в Средние века.

Мировоззрение средних веков становится теологическим. Его основа — церковная догма. Авторитет Церкви являлся непререкаемым.

Идеалом греческой философии было познание, наука («эпистема»), разум. Библия дает иную трактовку данной проблемы. Науке, знанию она противопоставляет веру, определяя ее как единственную, обладающую познавательной ценностью для верующего человека.

В этих условиях естественно-научное познание приостанавливается. Опытное реальное познание замещается религиозной догматикой.

Философствование «в вере» — наиболее развитое учение в период средневековья, воплотившееся в схоластике. Схоластика зарождается в VIII в. и представляет собой философию, направленную на обоснование догматов богословия.

Наиболее известный схоласт, радикальный представитель реализма — Фома (Томас) Аквинский (1225-1274), учение которого было канонизировано  как  истинно католическая философия (и психология) и получило название «томизм», а сам Ф. Аквинский был причислен к лику святых (1323).

Период научной  революции XVII века и развитие психологии.

Наиболее важным феноменом Нового времени в области религии явилась Реформация, которая привела к появлению протестантизма и, по сути, сокрушила идейное господство католицизма, являющегося надежной опорой феодализма.

Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г. бросил
открытый вызов Церкви, поместив на дверях Виттенбергского собора дощечку с 95 тезисами против индульгенций и за это был отлучен от церкви.

У истоков научной революции и мировоззрения Нового времени стоит Галилео Галилей (1564-1642). Его значение определяется прежде всего тем, что он первым начал реализовывать детерминистический и механико-математический подход в науке Нового времени.

Второй ученый, оказавший мощное воздействие на становление научной мысли Нового времени, — Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он по праву считается родоначальником философии нового времени. Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его «великой матерью всех наук».

Рене Декарт -основатель современной философии и психофизиологии. Он был создателем аналитической геометрии, развил алгебру, занимался психологией и физиологией, выступил, наряду с Бэконом, как родоначальник философии нового времени.

Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души. Страсти подразделяются на 3 группы:

  • Чисто  физиологические — от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).
  • Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом — это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.
  • Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них — щедрость).

Томас Гоббс — основоположник сенсуализма. Гоббс выступал против схоластики, враждебно относился к Аристотелю. Эталоном научной дедуктивной методологии считал учение Евклида.  Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции.

Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает рефлекторный акт не как сенсо-моторный, а как сенсо-сенсорный процесс.

Философско-психологическое учение Бенидикта Спинозы. Одним из первых оппонентов Декарта был голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677).

Человек у Спинозы — один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции — мыслящую и телесную субстанции. Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения.

Зарождение психологии как науки.

Слово «психология» появилось в 16 веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (учение,
знание). Психология – наука о душе.
Это слово получило всеобщее признание в 18 веке, после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Происхождение слова "психология"
Эрот , сын Афродиты , влюбился в очень красивую молодую женщину Психею . Но Афродита была
недовольна, что ее сын, бог-небожитель , хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных , заставляя Психею пройти через ряд испытаний..

Но любовь Психеи была так сильна , а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса- верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души.

Таку Психея-смертная, обретшая бессмертие ,- стала символом души, ищущей свой идеал.

Возникновение научной психологии.

Во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:
1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;
2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;
3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Условно научное оформление психологии связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В.Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии. Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии.

Теорию функционализма создали Ф.Гальтон (1822-1911), У. Джеймс (1842-1911), Д. Дьюи(1859-1952) . Они основывались на эволюционной теории Ч.Дарвина и считали, что роль сознания- в приспособлении человека к окружающему миру.

В начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение. Отцом данного направления в психологии принято считать Джона Уотсона (1878-1958)г.

Согласно учению Зигмунда Фрейда ( 1856-1939 австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа) действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки.

Фриц Перлз (1893-1970г.) выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт, основоположник гештальт-терапии (последователи: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка) предмет изучения – целостные структуры.

Абрахам Маслоу (1908-1970г.)известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, широко известна «Пирамида Маслоу» -диаграмма иерархии человеческих потребностей предмет изучения – человек и личность.

Жан Пиаже (1896-1980г.) швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории  когнитивного развития, предмет изучения –познавательные и
психические процессы.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927г.) невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.),в котором осуществлялись комплексные исследования человека предмет изучения — все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.
В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения.

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905г.) русский просветитель и создатель физиологической школы . Предмет изучения – функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

 

Иван Петрович Павлов (1849—1936г.) русский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый русский лауреат Нобелевской премии продолжил исследования И.М. Сеченова в физиологической школе оказавшие серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию предмет изучения — функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

Лев Семенович Выготский (1896-1934г.). советский психолог, основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии идеи воплощены в психологии, педагогике, дефектологии, языкознании,
культурологии, искусствознании. Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и
обучения. Обучение — особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития. предмет изучения – психика, личность. О теории Выготского.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) советский психолог и философ, член- корреспондент Академии наук СССР. Автор статьи «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». в теории исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и «несущее мышление на своем острие» предмет изучения — психика, опосредованная деятельностью.  Подробнее о теории деятельности.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979г.) советский психолог, философ, педагог и организатор науки, занимался проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского. предмет изучения — деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/psy-history/

Яндекс.Метрика