Гештальт-техника пустого стула. Горячий стул и пустой стул.

техника пустого стула

Техника пустого стула.

Используется в гештальт терапии как способ встретить воображаемые проекции других людей. Например, для того, чтобы запустить процесс скорби и разрешить снова пережить травму.

Однако, для личностного роста у этого приема есть другая цель: начать внутренний диалог, в котором мы разыгрываем «наши противоположности». Используя это, мы можем вести диалог с собой. С одной стороны, мы ставим то, что вызывает дискомфорт.

С другой стороны, ту часть, которая хочет столкнуться с первой, чтобы жить более продуктивной, свободной и открытой жизнью.

Что такое «горячий стул» (hot seat) в гештальте

Hot seat буквально означает горячее или обжигающее сидение (иногда его называют open seat — открытый стул), (Не путать с empty chair — пустым стулом, предназначенным для одного или нескольких воображаемых партнеров).

Этой технике Фриц Перлз отдавал особое предпочтение в конце своей жизни, когда он проводил многочисленные демонстрационные сеансы. С этой целью он ставил на подиуме рядом со своим стулом еще один, и желающий «работать» клиент сам выходил и садился на стул, выражая, таким образом, свою готовность участвовать в одном с терапевтом процессе. На пустом стуле, находящемся напротив, клиент мог вообразить сидящим любого человека, с которым ему хотелось бы вступить в контакт.

Техника пустого стула в группе. Трансферные объекты.

В Парижской школе Гештальта работают обычно с большими подушками, а не с пустым стулом: группа сидит на полу, на ковровом покрытии или на матрацах с разложенными на них подушками самых разных размеров, цветов и форм. Такое расположение способствует возникновению атмосферы интимности, оно позволяет каждому найти комфортное для себя положение, легко его меняя; оно способствует контакту, спонтанному проявлению движений тела, а также развитию осознанных, индивидуальных или коллективных «проигрываний».

Возникающие обстановка и эмоциональный климат меняются в зависимости от расположения участников, которые могут

• сидеть рядом (как бы в укрытии) за столом, как в дискуссионной группе,

• сидеть на стульях в круге, как в «базовой группе» (или «Т.Group»), сидеть на полу, как в группе по «психо-телесной» работе (чем и является Гештальт).

Читайте более подробно о технике «Пустой стул»

Однако необходимо подчеркнуть, что Гештальт, в отличие от широко распространенного мнения, в своей основе не является исключительно «психо-телесным» видом терапии. Есть такие терапевты и школы, которые работают в основном вербально, при этом телесная подвижность ограничена. Сам Перлз, начиная свою практику гештальтиста в Нью-Йорке, предлагал пациентам лечь на диван, в конце же своей практики, в Исалене, в Калифорнии, уже будучи достаточно пожилым, он передвигался с трудом, поэтому никогда не садился на пол и проводил очень мало собственно телесной работы, в отличие от того, как впоследствии работали его калифорнийские последователи…

В Парижской школе Гештальта используют подушки (а также любые другие предметы: одежду, сумки, женские украшения и т.д.) в качестве «переходных объектов», способных последовательно символизировать людей, части тела и даже абстрактные сущности. Терапевт предоставляет клиенту самому выбрать, подходящий для него предмет. Он может внутренне визуализировать, общаться вербально или взаимодействовать в настоящем с воображаемыми партнерами: так, к примеру, одна подушка будет представлять его жену, другая — покойного отца, которому у него «еще есть что сказать» и которого он может по желанию позвать, обругать, ударить, задушить или же обнять, приласкать или затопить слезами. Но эта же подушка может точно так же представлять одиночество, автономность или ревность и в этом качестве оказаться отброшенной, пронесенной с триумфом или растоптанной…
Вместе с тем чрезмерное использование любого переходного объекта может, наоборот, помешать прямому контакту терапевта и клиента, ибо в этом случае между ними будет постоянно находиться посторонний предмет. Однако, по справедливому замечанию Исидора Фрома, суть Гештальт-терапии состоит как раз в развитии этого контакта (1984). Тогда смысл переходного объекта (и, в частности, подушки) будет заключаться в создании и поддержании непрерывного челночного движения между отношениями, существующими в фантазии клиента, и действительными отношениями, развивающимися здесь и теперь.

 

 Все гештальт техники -читать 

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/gestalt-the-empty-chair/

Яндекс.Метрика