Техника гештальт-терапии «Работа со сновидениями»

Техника гештальт и психотерапии «Работа со сновидениями»

Фрейд называл сновидение «королевской дорогой» к бессознательному. Перлз утверждал, что сны — «прямая дорога к гармоничному самосознанию». Он считал, что любой сон — важное с экзистенциальной точки зрения послание и все составные части сна непосредственно связаны с характеристиками личности сновидца, которые не всегда полностью им осознаются.

«Всевозможные элементы сновидения  являются элементами личности. Так как цель каждого из нас состоит в том, чтобы стать здоровой личностью, т. е. единой, нам нужно собрать воедино различные фрагменты сновидения. Мы должны вновь обрести эти отброшенные и фрагментированные элементы нашей личности и таким образом восстановить скрытый потенциал, который проявляется в сновидении […]» Ф. Перлз

Следовательно, сны состоят из проекций сновидца и характеристик его личности.

В таком случае, задача терапевта — помочь клиенту принять отвергаемые свойства личности, которые проецируются во сне на людей или предметы.

Исидор Фромм считал, что «сон — это не проекция, а ретрофлексия». И тогда работа терапевта сводится к тому, чтобы помочь клиенту осознать и выразить те чувства, которые он ретрофлексирует.

В психотерапии существует много разных способов работы со сновидениями. При этом сон не обязательно должен быть завершѐнным. Существуют техники, позволяющие работать с отдельными частями снов или даже с теми чувствами, которые клиент испытывал, проснувшись, поскольку очень часто то, что клиенту удаѐтся вспомнить, — и есть незавершѐнный гештальт.

Перлз отдельно подчѐркивал, что в гештальт-терапии нет места интерпретации снов. По Перлзу, только клиент может понять значение своего сна — тщательно исследуя его с помощью терапевта. Он верил, что сон, особенно повторяющийся, несёт важное для человека зашифрованное послание. Это послание содержит в себе информацию о том, как человек себя чувствует на данном отрезке жизни или в данных обстоятельствах. Очевидна разница между повторяющимся сном о том, что вас преследуют, и сном о том, что вы один ходите по пустому дому. Перлз также считал, что сны могут содержать в себе онтологические послания о бытии человека, например, о его смерти или текущей жизни.

«В гештальттерапии мы не интерпретируем сновидения. Мы с ними делаем нечто куда более интересное. Вместо того, чтобы анализировать сновидение и заниматься его «вскрытием», мы хотим вернуть его в жизнь. Способ, каким этого можно достигнуть, состоит в повторном переживании сновидения, как если бы оно разворачивалось в настоящий момент. Вместо того, чтобы рассказывать о нем, как о давно минувшей истории, осуществите его, проиграйте его в настоящем, чтобы оно стало частью Вас самих, которая в Вас на самом деле содержится […]. Если Вы хотите в одиночку работать со сновидением, запишите его, набросайте перечень, список всех его элементов, всех его деталей, а потом работайте с каждой, делаясь каждой их них…» Ф. Перлз, «Сновидения и бытие в гештальттерапии»

С точки зрения гештальт-терапии, каждая составляющая часть сна, каждое событие, тема или процесс, как-то связаны с реальной жизнью клиента. Терапевт предлагает клиенту рассмотреть его сон со всех возможных сторон. Ниже мы приводим пример разных подходов к работе со снами.

Джек обратился к терапевту с чувством безысходности и собственной никчёмности по жизни. Во время одной из встреч он пересказал очень яркий отрывок из сна. Джек не смог предложить собственное толкование, хотя сон сильно его огорчил. Во время рассказа голос Джека был тихим и приглушённым.

Я шёл по пустынному берегу. Я был очень испуган и сильно нервничал. По небу неслись грозовые тучи. Море бурлило. Вдруг я увидел вдали человека. Это была моя мать, очень молодая. Она плакала, умоляя меня о чём-то.

Феноменологический подход в работе со сновидениями

Задача терапевта — отслеживать подъѐмы и спады энергии клиента. Работая с клиентом, не забывайте обращать внимание, прежде всего, на то, что происходит здесь и сейчас.

Важно также помнить о том, что все символы, образы и метафоры, как во сне, так и в реальности, очень индивидуальны. Значение того или иного образа для вас может не совпадать с точкой зрения клиента.

Таким образом, выяснив, что сон клиента — это действительно самая энергетически заряженная фигура в поле, следует начать с прояснения ассоциаций, которые у клиента вызывают символы, образы и метафоры из сна.

Терапевт спрашивает Джека, что символизирует пустынный берег.

«Когда отец бросил мать ради другой женщины, мы поехали отдыхать. Там был похожий пляж».

 

Настоящее время

Попросите клиента рассказать свой сон в настоящем времени и с «я-утверждениями». Это поможет обострить переживания клиента.

Настоящее время

Я иду по пустынному берегу. Я очень испуган и сильно нервничаю. По небу несутся грозовые тучи. Море бурлит. Вдруг я вижу вдали человека. Когда подхожу ближе, понимаю, что это моя мать, очень молодая. Она плачет и зовѐт меня: «Помоги мне, я умираю, ты — моя единственная надежда!»

Когда Джек пересказывает сон во второй раз, у него гораздо больше энергии. Он оживлѐн, в нѐм много интереса к сну — разительный контраст с первоначальным рассказом, скучным и вялым. Когда Джек продолжает рассказывать, становится ясно, что он действительно хочет понять, о чѐм его сон. Описание даже становится более связным.

Реальная жизненная ситуация

Пока клиент рассказывает свой сон, в поле появляются различные фигуры: вы замечаете изменения голоса клиента и непроизвольные телодвижения, начинают запускаться способы прерывания контакта и т.п. Скажите об этом клиенту.

Терапевт Джека: Я остановлю вас на минутку, хорошо? Я вижу, что вы замерли. Вы очень напряжены. Вы говорите тихо, как будто сдерживаете себя.

После интервенции Джек осознаѐт, что всѐ это — ретрофлексирование чувства беспомощности в присутствии матери.

Невербальные средства

Попросите клиента изобразить происходящее во сне телесно, например, принимая разные позы, двигаясь по комнате или производя шум. Можно поработать с пластилином или попросить клиента нарисовать сон.

Невербальные средства
Терапевт предлагает Джеку нарисовать его сон цветными карандашами, затем посмотреть на рисунок со стороны и попытаться понять, какое послание несѐт сон, чего в нѐм не хватает, что бы Джек хотел в него добавить? Что чувствует одинокая женщина, которая идѐт по пустынному пляжу? Что с ней могло случиться?

Рассказ от лица каждого участника

Попросите клиента сначала рассказать сон от лица самого интересного для него персонажа, а затем, наоборот, от лица самого отдалѐнного и непонятного для клиента участника или предмета. Выполняя это задание, клиенты зачастую неожиданно понимают, о чѐм или о ком их сон, и зачем он нужен. Такое упражнение поможет клиенту увидеть важные символы или образы, которые им неосознавались.

Рассказ от имени

— Я — берег, по которому идѐт Джек. Мне очень много лет. Я длинный и такой пустой. Мне холодно. Я одинок.

Когда Джек ведѐт повествование от лица «пустынного берега», он внезапно становится печальным, в глазах появляются слѐзы.

Иногда клиентам очень сложно отождествить себя с пугающей, агрессивной или неприятной частью сна. Как правило, это и есть качество, которое не принимает в себе клиент. В таком случае терапевту следует мягко подтолкнуть клиента к работе именно с этим качеством. Часто это оказывается очень полезным, потому что такого рода проекции, как правило, энергетически заряжены, и всѐ, что требуется — выпустить энергию на свободу, приняв в себе то, что отвергается.

Диалог между участниками сна

Терапевт предлагает Джеку поговорить с матерью. По ходу разговора Джек понимает: что бы он ни говорил, матери не становится легче. Джек чувствует себя до того расстроенным, что прерывает диалог и говорит терапевту: «Вот так всегда. Мама постоянно требовала от меня внимания и заботы. Как же я это ненавидел!» В конце сеанса Джек сказал, что никогда не осознавал своей злости на то, что мать в нѐм нуждается, хотя испытывал такие чувства с раннего детства.

Альтернативный конец

Особенно действенной эта техника оказывается при работе с кошмарами. Попросите клиента представить себя более сильным и могущественным или предложите ему ввести в сон нового персонажа, который будет поддерживать клиента. Клиент может несколько раз переиграть свой сон, сочинить другую концовку.

Альтернативный конец
Джек представил, как к ним с матерью приближается отец. Он берѐт на руки мать Джека, успокаивает еѐ и обещает, что позаботится о них обоих. Джек осознаѐт, что именно отец должен был поддерживать мать. Также Джек понимает, что испытывал чувство вины. Все эти годы злился на отца, который их бросил.

Сон как послание терапевту

Сон может представлять собой ретрофлексированные чувства клиента к терапевту или то, что клиент не может вам сказать.

Исидор Фромм писал, что все сны, привносимые клиентом в терапию, — послание терапевту о том, как проходит терапия.

Слушая сон клиента, постарайтесь понять, какое отношение он может иметь к вам. Например, это может быть сон о потребности в заботе, страхе или предательстве, о сексуальном влечении к незнакомцу. Напоминает ли вам что-нибудь из рассказанного происходившее на последней сессии? Не содержит ли сон клиента информацию, которую клиент не может вам передать здесь и сейчас.

Терапевт Джека: Я вспоминал нашу последнюю сессию, пытаясь понять, когда я мог показаться Джеку нуждающимся в чѐм-то. Я подумал о том, что собираюсь уехать в отпуск. Может быть, именно это задело Джека (моя потребность в отдыхе)? Кроме того, возможно, Джек чувствует себя в слабой позиции, потому что я уеду и оставлю его один на один с серьѐзными, как ему кажется, жизненными трудностями.

Кроме того, вышеперечисленные техники подходят для работы с фантазиями и грѐзами, которые тоже могут представлять собой тайные желания, скрытые конфликты и незавершѐнные гешталыы, не осознаваемые клиентом. Внимательно следите за тем, чего может не хватать во сне (полярности какого-то чувства, погибшего члена семьи и т.п.).

Техника гештальт и психотерапии «Работа со сновидениями» Из книги Гештальттерапия: шаг за шагом.

Упражнения по работе со сновидениями в группе

Упражнение  «Рассказ о сне от первого лица»


Расскажите сон от первого лица. Выделите наиболее заряженные энергией элементы сна. Последовательно идентифицируйтесь с каждым объектом сна, произнесите монолог от его имени. Возможна организация диалога между элементами сна. Найдите проекцию этих отношений в «дневной» жизни (это действие называется «челнок»).

Упражнение  «Лепим скульптуру»

В парах. Выберите фрагмент сна и нарисуйте его. В паре выберите двух персонажей сна. Вылепите из партнера, как из глины, одного из персонажей. Это может быть движущаяся скульптура. Повзаимодействуйте с этой фигурой от имени второго персонажа. Поменяйтесь ролями – теперь вы играете ту роль, которую играл ваш помощник, он сыграет второго персонажа вашего сна.

Упражнение  «Диалог снов»

Нарисуйте иллюстрацию из сна, который приснился вам когда-то. Пусть это будет два или три предмета. В паре выберите из каждого рисунка по одному персонажу. Пусть каждый из вас в роли своего персонажа проведет диалог с персонажем из сна другого человека. Проведите диалог между этими фигурами, осознайте, как и с кем этот же диалог могли бы вести в жизни.

Упражнение «Антисон»

Работа в парах. Расскажите сон последовательно. Выберите и запишите список всех существительных, прилагательных и глаголов. Найдите антоним для каждого слова. Расскажите новую историю (сон), который состоит из этих противоположных по значению слов, вашему партнеру.

Упражнение  «Рисуем героя сна»

В группе один человек рассказывает сон. Каждый из слушателей выбирает одного «персонажа» и делает рисунок. Затем в парах проиграйте роли этих персонажей или разыграйте диалог между выбранными персонажами. Осознайте, какие ваши чувства отразились в этом сне.

Из книги Психология в кино

Сновидение – это чистая проекция сновидца. В отличие от психоанализа, где объекты и образы сна интерпретируются аналитиком, в гештальт-терапевтической сессии любой объект сна переживается сновидцем. То есть мы подразумеваем, что абсолютно все происходящее во сне – проекция внутреннего психического содержимого человека. Он попросту помещает отвергаемые части своего «Я» внутрь сна, и там они каким-то образом вступают во взаимодействие, отображающее неосознанные и/или подавляемые психические процессы сновидца.

И тогда наша задача – помочь присвоить все отвергаемые человеком части его психического опыта. Интеграция и присвоение проекций обогащает личность, делает ее более целостной, поскольку возвращает ей то, что было у нее «украдено» и приписано внешнему миру. Очень часто работа со сном клиента позволяет ему осознать свои актуальные потребности, которые он не готов был признавать ранее в силу разных причин.

Пример работы со сновидением:

«Например, ко мне на очередную сессию приходит клиент и говорит, что ему снится сон, в котором он идет один по ночному городу. Этот город пуст, безлюден и темен. Он двигается по пустому тротуару. В это время из-за угла выходит девушка с рыжими волосами, идет ему навстречу, и у него возникает яркое чувство к ней. Они начинают друг к другу приближаться, и, когда становятся друг напротив друга, он замечает, как ее лицо на миг омрачает некая тень, как будто она видит что-то страшное за его спиной и как будто вот-вот что-то случится. Он поворачивается и в ужасе видит, как из-за угла выбегает толпа зомби и все бегут на него, и он начинает от них убегать в попытке спастись. Мы подразумеваем, что любая часть сновидения – зомби, девушка, ночной город, дорога, по которой идет клиент, – это проекция каких-то его отвергаемых и неосознаваемых частей, которые он невротически запрещает себе переживать как собственные, принадлежащие ему. И во сне он наделяет объекты и персонажи своих сновидений этими частями своего внутреннего «Я».

Моя гипотеза в случае с этим клиентом заключалась в избегании им собственной агрессии, которая во сне проецировалась в образ настигающих зомби. И это оказалось отчасти так – рассказывая и переживая сон в роли зомби, клиент почувствовал в себе много энергии и силы, его плечи расправились, кулаки сжимались и голос стал громким и уверенным (что в целом было ему не свойственно). Этот эксперимент позволил ему присвоить собственную силу и агрессивность, которые он в себе не ощущал.

Однако по-настоящему катарсические переживания возникли, когда клиент отождествился с образом ночного города. Он начал рассказывать сон: «Я – ночной город, я пустой, темный и заброшенный. Внутри нет ничего и никого – только случайные прохожие, которым нет до меня дела. Я пуст и одинок, я никому не нужен, никто не думает обо мне и не обращает на меня никакого внимания…» В процессе этого рассказа все больше оживало чувство пронзительного одиночества, из которого рождалась потребность в ком-то, кто придет и согреет. Анестезированная чувствительность начала «оттаивать», и за внешним безразличным «мне никто не нужен» проступила подлинная интенция навстречу к близости. Нужно сказать, осознание этой потребности многое поменяло со временем в его жизни.»

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/gestalt_snovidenia/

Яндекс.Метрика